Как определить налоговую базу для налога на имущество по приобретенному на аукционе административному зданию?

Ответ Председателя КГД МФ РК от 08.01.2021 года на вопрос от 11.12.2020 года № 656835

Вопрос:

ТОО приобрело на аукционе административное задание за 104 млн тенге. Перед аукционом прежним владельцем произведена независимая оценка, согласно которой стоимость здания составила 76 млн тенге.

По какой стоимости необходимо исчислять налог на имущество новому владельцу?

Необходимо ли производить периодическую переоценку для исчисления налога на имущество?


Ответ:

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

Подпунктом 1) пункта 1 статьи 519 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года установлено, что объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и юридических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно статье 520 Налогового кодекса налоговой базой по зданиям, сооружениям, части таких зданий, учитываемых в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности для юридических лиц является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 522 Налогового кодекса установлено, что плательщики налога на имущество обязаны уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по налогу на имущество, которые определяются путем применения соответствующей ставки налога к балансовой стоимости объектов налогообложения, определенной по данным бухгалтерского учета на начало налогового периода.

Согласно пунктам 15 и 16 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (далее - МСФО 16) при первоначальном признании объект основных средств, подлежащий признанию в качестве актива, оценивается по себестоимости. Себестоимость объекта основных средств включает:

(a) цену покупки, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, за вычетом торговых скидок и возмещений;

(b) любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия;

(c) предварительную оценку затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке, в отношении которых предприятие принимает на себя обязательство либо при приобретении этого объекта, либо вследствие его использования на протяжении определенного периода в целях, не связанных с созданием запасов в течение этого периода.

Примеры затрат, подлежащих включению и не включению в себестоимость основных средств, изложены в пунктах 17-19 МСФО 16. Согласно пунктам 20 и 21 МСФО 16 включение затрат в балансовую стоимость объекта основных средств прекращается, когда такой объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства предприятия.

Таким образом, затраты, понесенные при использовании или перемещении объекта, не включаются в балансовую стоимость этого объекта.

Таким образом, оценка объекта основных средств при первоначальном признании осуществляется по себестоимости в соответствии с нормами МСФО 16, а не на основе независимой оценки построенного здания.

Вместе с тем, согласно пунктам 29, 30 и 31 МСФО 16 после первоначального признания в качестве своей учетной политики предприятие должно выбрать либо модель учета по фактическим затратам согласно пункту 30 МСФО 16, либо модель учета по переоцененной стоимости согласно пункту 31 МСФО 16 и применять эту политику ко всему классу основных средств.

По модели учета по фактическим затратам объект основных средств должен учитываться по себестоимости за вычетом накопленной амортизации основных средств и накопленных убытков от обесценения.

По модели учета по переоцененной стоимости объект основных средств, справедливая стоимость которого может быть надежно оценена, подлежит учету по переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость этого объекта на дату переоценки за вычетом накопленной впоследствии амортизации и убытков от обесценения.

Пунктом 77(b) МСФО 16 определено, что, если объекты основных средств отражаются по переоцененной стоимости, наряду с раскрытиями требуемыми МСФО (IFRS) 13 «Справедливая стоимость» также подлежит раскрытию: участие независимого оценщика.

На основании изложенного, налоговая база по налогу на имущество определяется на основании данных бухгалтерского учета.

Соответственно если последующий учет основных средств согласно учетной политике с учетом требований МСФО (IAS) 16 «Основные средства» ведется с применением модели учета по переоцененной стоимости, то и налоговая база по налогу на имущество принимается согласно данным бухгалтерского учета.


Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК                                                    Султангазиев М.Е.

Источник: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/656835