Вопрос:
1. Если доходы, подлежащие получению (полученные) от другого лица при эксплуатации объектов социальной сферы, составляют не более 5% от СГД, включая такие доходы, то в СГД налогоплательщика включается превышение таких доходов над фактически понесенными расходами при их эксплуатации.
Как быть в ситуации, когда данные доходы составляют, например, 7%?
В какой строке должны отражаться вычеты на расходы по эксплуатации объектов социальной сферы? Может, их отражать не следует вообще, так как их не разрешено относить на вычеты при превышении 5% барьера по доходам?
2. В статье 266 п.2 пп. 15 указано, что фиксированными активами не являются объекты социальной сферы, предусмотренным статьей 239. Согласно НК 2018, объекты, связанные с медицинской деятельностью и образованием уже являются фиксированными активами, а значит, в 2018 году мы должны их поставить в соответствующие группы и подгруппы при заполнении декларации по КПН. Какая у данных активов должна быть первоначальная стоимость?
Ответ:
Здравствуйте Уважаемый (ая) Кузьменко Наталья!
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее. По первому вопросу В соответствии со статьей 239 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) если доходы, подлежащие получению (полученные) от другого лица при эксплуатации объектов социальной сферы, составляют не более 5 процентов от совокупного годового дохода, включая такие доходы, то в совокупный годовой доход налогоплательщика включается превышение таких доходов над фактически понесенными расходами при эксплуатации объектов социальной сферы, определяемыми в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Объектом социальной сферы является имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности:
1) используемое в одном или нескольких из следующих видов деятельности: в области организации отдыха, развлечений;
в сфере науки, культуры, физической культуры и спорта, по сохранению историко-культурного наследия, архивных ценностей;
2) являющееся объектом жилищного фонда.
Согласно положений пунктов 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. При этом, вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 9) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат затраты по приобретению, производству, строительству, монтажу, установке и другие затраты, включаемые в стоимость объектов социальной сферы, предусмотренных статьей 239 Налогового кодекса, а также расходы по их эксплуатации. На основании вышеизложенного, в случае, если доходы от эксплуатации объектов социальной сферы, указанных в статье 239 Налогового кодекса, превышают 5 процентов от совокупного годового дохода, то в совокупный годовой доход налогоплательщика такие доходы включаются в качестве прочих доходов. При этом все фактически понесенные расходы подлежит вычету при определении налогооблагаемого дохода, при условии, если они направлены на получение дохода и наличии подтверждающих документов.
По второму вопросу В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 266 Налогового кодекса если иное не предусмотрено данной статьей, к фиксированным активам относятся, в том числе, основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах, за исключением активов, указанных в подпункте 2) данного пункта.
Согласно пункту 1 статьи 268 Налогового кодекса фиксированные активы при поступлении, включая поступление по договору лизинга, а также путем перевода из состава запасов, увеличивают стоимостный баланс групп (подгрупп) на первоначальную стоимость названных активов. Признание в целях налогообложения поступления фиксированных активов означает включение поступивших активов в состав фиксированных активов. Пунктом 2 статьи 268 Налогового кодекса установлено, что если иное не предусмотрено данной статьей, первоначальная стоимость фиксированных активов определяется как сумма затрат, понесенных налогоплательщиком по день признания фиксированного актива в соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса. К таким затратам относятся затраты на приобретение фиксированного актива, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме: затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с подпунктами 2), 3), 4) и 5) статьи 264 Налогового кодекса; амортизационных отчислений.
На основании вышеизложенного, поскольку первоначальная стоимость фиксированных активов определяется как сумма затрат на приобретение, а также других затрат, увеличивающих его стоимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в целях признания в качестве фиксированного актива объектов, связанных с медицинской и образовательной деятельностью, первоначальной стоимостью является балансовая стоимость таких активов, без учета переоценки таких активов.
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Султангазиев М.Е.