Подлежит ли вычету по КПН доначисленная ввозная пошлина и отнесению в зачет доначисленный НДС по импорту?

Ответ Председателя КГД МФ РК от 21.02.2020 года на вопрос от 28.01.2020 года № 591969

Вопрос:

Таможенными органами проведена проверка правильности применения ставок ввозной пошлины и по результатам доначислена сумма пошлины и НДС. Сумма пошлины и НДС уплачены в бюджет, на суммы доначисления произведена корректировка импортных деклараций.

Подлежит ли отнесению в зачет дополнительно начисленная сумма НДС?

Подлежит ли вычету по КПН сумма доначисленной пошлины?


Ответ:

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

По зачету суммы НДС

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 400 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) суммой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, в случае импорта товаров - в декларации на товары, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры, или в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, совпадающего с суммой налога, отраженного в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату.

Согласно пункту 2 статьи 401 Налогового кодекса, в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, НДС, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

1) дата осуществления платежа в бюджет, в том числе путем проведения зачетов в порядке, определенном статьями 102 и 103 Налогового кодекса, в счет уплаты налога;

2) дата таможенного оформления, произведенного в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, или последний день налогового периода, в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам за который исчислен такой налог.

На основании вышеизложенного, если по импортированным товарам, использованным или используемым для целей облагаемого оборота дополнительно начислена сумма НДС таможенными органами, которая отражена в корректировочной декларации на товары, а также уплачена в бюджет, то такая сумма НДС подлежит отнесению в зачет в налоговом периоде, определенном пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса.

По вычетам по КПН

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно пункту 5 статьи 192 Налогового кодекса учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных данной статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и платежи в бюджет, уплаченные в бюджет Республики Казахстан или иного государства:

1) в отчетном налоговом периоде, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период. При этом уплаченные суммы налогов и платежей в бюджет определяются с учетом проведения зачетов в порядке, определенном статьями 102 и 103 Налогового кодекса.

Исчисление и начисление налогов и платежей в бюджет производятся в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан или иного государства (для налогов и платежей, уплаченных в бюджет иного государства).

В соответствии с пунктом 3 статьи 263 Налогового кодекса вычету не подлежат, в том числе, налоги, исключаемые до определения СГД.

Вместе с тем, в соответствии пунктом 6 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» (далее - МСФО 2) запасы - активы:

(a) предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

(b) находящиеся в процессе производства для такой продажи; или

(c) находящиеся в виде сырья или материалов, которые будут потребляться в процессе производства или оказания услуг.

При этом согласно пункту 10 МСФО 2 себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.

При этом в соответствии с пунктом 11 МСФО 2 затраты на приобретение запасов включают в себя цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются организации налоговыми органами), а также затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относящиеся к приобретению готовой продукции, материалов и услуг. Торговые скидки, уступки и прочие аналогичные статьи подлежат вычету при определении затрат на приобретение.

Согласно пункту 34 МСФО 2 при продаже запасов балансовая стоимость этих запасов должна быть признана в качестве расходов в том периоде, в котором признается соответствующая выручка.

Сумма любого списания стоимости запасов до чистой возможной цены продажи и все потери запасов должны быть признаны в качестве расходов в том периоде, в котором имели место списание или потери.

Сумма любого восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи, должна быть признана как уменьшение величины запасов, отраженных в составе расходов, в том периоде, в котором произошло восстановление.

На основании вышеизложенного, учитывая положения МСФО, в целях исчисления корпоративного подоходного налога пошлины включается в затраты на приобретение запасов.

Соответственно, в случае, если согласно МСФО и требованиям законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности корректируются затраты на приобретение запасов на сумму доначисленной пошлины, балансовая стоимость таких запасов, включая доначисленную пошлину, подлежит вычету в том периоде, в котором признается соответствующая выручка. В иных случаях, сумма доначисленной пошлины вычету не подлежит.


 

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК                                                    Султангазиев М.Е. 


Источник: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/591969