О Фонде национального благосостояния

Закон Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года № 550-IV

Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, порядок взаимодействия Фонда национального благосостояния и государственных органов, а также отдельные особенности правового положения юридических лиц, акции (доли участия) которых принадлежат Фонду национального благосостояния, и иных организаций, входящих в группу Фонда национального благосостояния.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) косвенное владение - владение каждой последующей организацией Фонда акциями (долями участия в уставном капитале) иной организации на праве собственности или доверительного управления;

      2) компании - национальные институты развития, национальные компании и другие юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности или доверительного управления;

      3) План развития Фонда - документ, определяющий и обосновывающий миссию, видение, цели и задачи Фонда по управлению компаниями, направленные на увеличение долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, эффективное управление активами, входящими в группу Фонда;

      4) группа Фонда - Фонд, компании, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат компаниям, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям компаний, в отношении которых настоящим Законом устанавливается специальное правовое положение.

      В группу Фонда не входят:

      юридические лица, акции (доли участия) которых поступили в собственность банка, входящего в группу Фонда, при объявлении торгов по реализации заложенных акций (долей участия) несостоявшимися в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

      банки, акции которых поступили в собственность Фонда по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан в целях защиты интересов кредиторов банка и обеспечения устойчивости банковской системы Республики Казахстан;

      5) Фонд национального благосостояния (далее - Фонд) - национальный управляющий холдинг.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Фонде

1. Законодательство Республики Казахстан о Фонде основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

3. Законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах и законодательство Республики Казахстан о государственном имуществе применяется к группе Фонда, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

4. Законодательство Республики Казахстан об инвестиционных фондах не распространяется на компании, входящие в перечень,  утверждаемый Правительством Республики Казахстан.

Статья 3. Вопросы собственности на акции Фонда

Акции Фонда являются исключительной собственностью государства и не подлежат отчуждению.

Статья 4. Цель и задачи Фонда

1. Целью деятельности Фонда является повышение национального благосостояния Республики Казахстан посредством увеличения долгосрочной стоимости (ценности) организаций, входящих в группу Фонда, эффективного управления активами, входящими в группу Фонда.

2. Задачами Фонда являются:

1) повышение конкурентоспособности, рыночной стоимости и доходности организаций, входящих в группу Фонда;

2) внедрение в группе Фонда наилучшей практики корпоративного управления;

3) стимулирование разработки и внедрения в группе Фонда инновационных процессов и технологий;

4) участие в привлечении инвестиций в Республику Казахстан, создание условий для инвестиционной активности организаций, входящих в группу Фонда, а также улучшение инвестиционного климата в Республике Казахстан с учетом основных направлений государственной политики;

5) разработка и реализация инвестиционных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов, участие в разработке и реализации программ модернизации и диверсификации казахстанской экономики;

6) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

7) участие в реализации социально значимых, индустриально-инновационных проектов, способствующих устойчивому развитию экономики Республики Казахстан при учете особенностей их реализации Фондом, установленных настоящим Законом.

Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Принципы деятельности Фонда

Деятельность Фонда основывается на следующих принципах:

1) соблюдения интересов государства как единственного акционера Фонда;

2) доходности, эффективности, транспарентности и отчетности деятельности Фонда и других организаций, входящих в группу Фонда;

3) системности и оперативности в принятии решений и их реализации;

4) социальной ответственности Фонда;

5) законности.

Статья 6-1. Совет по управлению Фондом

Сноска. Глава 2 дополнена статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); исключена Законом РК от 16.11.2023 № 40-VIII (вводится в действие с 01.01.2024)


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ

Статья 6. Органы Фонда

Органами Фонда являются:

1) высший орган - единственный акционер;

2) орган управления - совет директоров;

3) исполнительный орган - правление;

4) иные органы в соответствии с уставом Фонда.

Статья 7. Единственный учредитель и акционер Фонда

1. Единственным учредителем и акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан.

2. К исключительной компетенции единственного акционера Фонда относятся следующие вопросы:

      1) внесение изменений и дополнений в устав Фонда или утверждение его в новой редакции;

      2) утверждение годовой финансовой отчетности Фонда;

      3) утверждение плана развития Фонда и внесение изменений и дополнений в него;

      4) добровольная реорганизация или ликвидация Фонда;

      5) принятие решения об увеличении количества объявленных акций Фонда или изменении вида неразмещенных объявленных акций Фонда;

      6) определение срока полномочий совета директоров Фонда, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

      6-1) определение размера и условий выплаты вознаграждений независимым директорам Фонда;

      7) отчуждение акций (долей участия) компаний по перечню, определенному единственным акционером Фонда, а также передача указанных акций (долей участия) в доверительное управление;

      8) принятие решений о ликвидации, реорганизации компаний по перечню, определенному единственным акционером Фонда;

      9) назначение и досрочное освобождение от должности председателя правления Фонда;

      10) утверждение порядка распределения чистого дохода Фонда за отчетный финансовый год, принятие решения о выплате дивидендов по простым акциям и утверждение размера дивиденда в расчете на одну простую акцию Фонда;

      11) принятие решения о невыплате дивидендов по простым акциям при наступлении случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах";

      12) определение дивидендной политики Фонда;

      13) утверждение решения совета директоров Фонда, принятого в соответствии с подпунктом 19) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона;

      14) приобретение и отчуждение акций банков, а также передача указанных акций в доверительное управление;

      15) утверждение кодекса корпоративного управления, а также изменений и дополнений в него;

      15-1) рассмотрение отчета о деятельности совета директоров Фонда;

      15-2) принятие решений о финансировании Фондом проектов по поручению Президента Республики Казахстан с отражением суммы финансирования в финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международными стандартами финансовой отчетности;

      15-3) утверждение положения об Общественном совете Фонда;

      16) иные вопросы в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда.

3. Решения по вопросам, указанным в подпункте 8) пункта 2 настоящей статьи, в отношении компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются единственным акционером Фонда для определения позиции Фонда как акционера (участника) в целях последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний.

      3-1. исключен Законом РК от 16.11.2023 № 40-VIII (вводится в действие с 01.01.2024).

4. Решения по вопросам, отнесенным настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и (или) уставом Фонда к компетенции единственного акционера, принимаются Правительством Республики Казахстан в форме индивидуального постановления.

      Порядок принятия решений единственного акционера Фонда определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 8. Совет директоров Фонда

1. Совет директоров Фонда состоит из председателя и членов, избираемых единственным акционером Фонда.

2. Исключен Законом РК от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. К исключительной компетенции совета директоров Фонда относятся следующие вопросы:

      1) утверждение плана мероприятий Фонда;

      2) определение порядка разработки, утверждения, мониторинга, оценки реализации, представления отчетов по исполнению плана мероприятий Фонда, а также требований к его содержанию;

      3) осуществление контроля и анализа выполнения, оценки реализации плана мероприятий Фонда;

      4) определение ключевых показателей деятельности Фонда в рамках плана мероприятий Фонда;

      5) утверждение порядка разработки, утверждения, исполнения и мониторинга годового бюджета Фонда;

      6) утверждение годового бюджета Фонда;

      7) принятие решений о ликвидации, реорганизации компаний, за исключением компаний, решение о ликвидации, реорганизации которых отнесено настоящим Законом к компетенции единственного акционера Фонда;

      8) принятие решения о размещении (реализации), в том числе о количестве размещаемых (реализуемых) акций в пределах количества объявленных акций, способе и цене их размещения (реализации);

      9) принятие решения о выкупе Фондом размещенных ценных бумаг, за исключением акций, и цене их выкупа;

      10) утверждение политик Фонда: по управлению рисками, благотворительной помощи, о социальной ответственности, раскрытия информации, кредитной, промышленной и иных политик;

      11) определение аудиторской организации, осуществляющей аудит Фонда, и предельного размера оплаты ее услуг в рамках утверждения годового бюджета;

      12) принятие решения о вынесении вопросов на рассмотрение единственного акционера, за исключением вопроса, предусмотренного подпунктом 15-2) пункта 2 статьи 7 настоящего Закона;

      13) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      14) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      15) принятие решений о создании комитетов при совете директоров Фонда;

      16) определение количественного состава, срока полномочий правления, избрание членов правления, а также досрочное прекращение их полномочий, за исключением председателя правления Фонда;

      17) определение размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования председателя и членов правления;

      18) определение количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначение ее руководителя, а также досрочное прекращение его полномочий, определение порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита;

      19) принятие решения о цене, количестве, структуре размещения акций организаций, входящих в группу Фонда, размещаемых на организованном рынке ценных бумаг в целях реализации решения Правительства Республики Казахстан;

      20) утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность Фонда. Перечень документов, подлежащих утверждению советом директоров, определяется им самостоятельно;

      21) определение порядка заключения сделок между организациями, входящими в группу Фонда, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" установлены особые условия;

      22) утверждение порядка оценки корпоративного управления в Фонде;

      23) участие Фонда в создании или деятельности иных юридических лиц путем передачи части или нескольких частей активов, в сумме составляющих двадцать пять и более процентов от всех принадлежащих Фонду активов;

      24) увеличение обязательств Фонда на величину, составляющую десять и более процентов размера его собственного капитала;

      25) приобретение (отчуждение) Фондом десяти и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) других юридических лиц;

      26) определение условий выпуска облигаций, производных ценных бумаг Фонда и привлечения Фондом иного заимствования на сумму один и более процентов от размера собственного капитала Фонда;

      27) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      28) проведение ежегодной оценки деятельности совета директоров Фонда;

      29) принятие решений, предусмотренных внутренними документами, утверждаемыми советом директоров, за исключением решений, относящихся в соответствии с настоящим Законом к исключительной компетенции единственного акционера, правления или председателя правления Фонда;

      29-1) назначение корпоративного секретаря и досрочное прекращение его полномочий, определение срока полномочий корпоративного секретаря, требований к корпоративному секретарю, его функций, порядка деятельности, размера должностного оклада корпоративного секретаря и условий вознаграждения корпоративному секретарю;

      29-2) утверждение порядка осуществления закупок Фондом и организациями, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно владеет Фонд;

      30) иные вопросы в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда.

4. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 7) и 19) пункта 3 настоящей статьи, в отношении компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются советом директоров Фонда для определения позиции Фонда как акционера (участника) в целях последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний.

4-1. На основании решения совета директоров Фонда политики, указанные в подпункте 10) пункта 3 настоящей статьи, могут быть распространены на компании либо организации, входящие в группу Фонда, всеми голосующими акциями (долями участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд.

5. Деятельность совета директоров Фонда обеспечивается корпоративным секретарем, в том числе формирующим повестку дня заседания совета директоров и направляющим уведомления членам совета директоров Фонда о проведении заседания, и Фондом.

Статья 9. Комитеты совета директоров

1. Для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров Фонда могут создаваться постоянно действующие комитеты при совете директоров Фонда.

Для рассмотрения вопросов стратегического планирования создается комитет по стратегии, руководителем которого является первый руководитель центрального уполномоченного органа по государственному планированию.

В случае если вопрос, выносимый на рассмотрение совета директоров Фонда, входит в полномочия какого-либо комитета, им в обязательном порядке предварительно рассматривается соответствующий вопрос и готовится по нему заключение.

Специализированный комитет, предусмотренный статьей 14 настоящего Закона, создается в обязательном порядке.

2. Комитеты совета директоров Фонда состоят из членов совета директоров Фонда и экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете.

Председатель правления Фонда не может быть председателем комитета совета директоров Фонда.

3. В целях повышения качественного уровня принятия решений советом директоров Фонда в рамках годового бюджета Фонда могут предусматриваться средства для привлечения консультантов, в том числе международных, по вопросам, рассматриваемым советом директоров или его комитетами.

4. Порядок формирования и работы комитетов совета директоров Фонда, их полномочия, количественный состав устанавливаются внутренними документами, утверждаемыми советом директоров Фонда.

Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Правление Фонда

1. Правление Фонда состоит из председателя правления, его заместителей и иных лиц.

2. К исключительной компетенции правления Фонда относятся следующие вопросы:

      1) определение условий и порядка конвертирования ценных бумаг Фонда, а также их изменение;

      2) определение размера оплаты услуг оценщика по оценке рыночной стоимости имущества, переданного в оплату акций Фонда либо являющегося предметом крупной сделки;

      3) принятие решений по вопросам, относящимся в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) уставом к компетенции общего собрания акционеров (участников), иного органа компании или иного юридического лица, по отношению к которому Фонд является акционером, участником или имеет право на долю в имуществе, за исключением решений по вопросам, принимаемым единственным акционером или советом директоров Фонда согласно настоящему Закону;

      4) согласование вопросов назначения и досрочного прекращения полномочий руководителей исполнительных органов национальных компаний, а также юридических лиц, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду на праве собственности и (или) доверительного управления;

      5) принятие оперативных мер в отношении компаний по недопущению срывов по полноте и срокам реализации инвестиционных решений и инвестиционных проектов;

      6) формирование единой (в том числе по отраслям деятельности компаний) финансовой, инвестиционной, производственно-хозяйственной, научно-технической, по управлению деньгами, кадровой, социальной и иной политики в отношении компаний;

      6-1) утверждение кодекса корпоративного управления организаций, входящих в группу Фонда, а также изменений и дополнений в него;

      7) утверждение методических рекомендаций и корпоративных стандартов в отношении юридических лиц, более пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд;

      8) утверждение правил разработки, согласования, утверждения, корректировки, исполнения и мониторинга исполнения планов мероприятий компаний;

      9) утверждение дивидендной политики и нормативов начисления дивидендов для компаний;

      10) утверждение отдельных видов нормативов и лимитов административных расходов Фонда по предложениям, вносимым Правительством Республики Казахстан, а также компаний, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду;

      11) утверждение штатной численности, штатного расписания и организационной структуры Фонда;

      12) принятие решений о создании филиалов и представительств Фонда;

      13) принятие решений о создании комитетов при правлении Фонда, состоящих из работников Фонда, компаний и иных лиц в целях выработки предложений для правления Фонда;

      14) определение информации о Фонде или его деятельности, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

      15) определение условий выпуска облигаций, производных ценных бумаг Фонда и привлечения Фондом иного заимствования на сумму не более одного процента от размера собственного капитала Фонда;

      16) утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность Фонда, за исключением предусмотренных подпунктом 20) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона;

      17) создание централизованных служб в соответствии с пунктом 1 статьи 24 настоящего Закона;

      18) заслушивание на ежегодной основе результатов деятельности компаний и представление отчетов о результатах деятельности компаний совету директоров Фонда;

      18-1) обеспечение интеграции информационной системы закупок с информационной системой Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан в целях формирования единой точки доступа к закупкам, проводимым в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      19) иные вопросы, не отнесенные настоящим Законом и (или) уставом Фонда к компетенции других органов Фонда.

2-1. Правление Фонда вправе определить перечень вопросов из числа предусмотренных подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи, решения по которым могут быть приняты председателем правления Фонда, а также порядок принятия таких решений.

3. Решения, указанные в подпунктах 3) и 9) пункта 2, пункте 2-1 настоящей статьи, по вопросам деятельности компаний, в которых Фонд не является единственным акционером (участником), принимаются правлением или председателем правления Фонда в целях определения позиции Фонда как акционера (участника) для последующего голосования уполномоченными представителями Фонда на общих собраниях акционеров (участников) компаний.

4. Наряду с вопросами, предусмотренными Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах", к компетенции председателя правления Фонда относятся:

      1) принятие решений о назначении проверок (ревизий) в компаниях и иных юридических лицах, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеют компании;

      2) дача прямых (оперативных) поручений для исполнения компаниям, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду, по вопросам их деятельности;

      3) привлечение к дисциплинарной ответственности руководителей исполнительных органов юридических лиц, по отношению к которым Фонд является единственным акционером или лицом, владеющим всеми голосующими акциями, единственным участником либо единственным лицом, имеющим право на имущество юридического лица;

      3-1) подготовка ежегодного публичного отчета о результатах деятельности Фонда, который размещается на интернет-ресурсе Фонда;

      3-2) проведение на регулярной основе встреч с бизнес-сообществом и иностранными инвесторами по вопросам деятельности Фонда;

      4) принятие решений по иным вопросам в соответствии с настоящим Законом и (или) уставом Фонда.

5. Исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. В случае передачи Фондом на основании решения Правительства Республики Казахстан акций (долей участия) компаний в доверительное управление полномочия, предусмотренные подпунктами 4) и 5) пункта 2 и пунктом 4 настоящей статьи, не реализуются Фондом (его органами и должностными лицами) и доверительным управляющим.

Статья 11. Служба внутреннего аудита Фонда

1. Служба внутреннего аудита Фонда создается советом директоров Фонда для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, оценки в области внутреннего контроля, системы управления рисками, исполнения документов в области корпоративного управления и консультирования в целях совершенствования деятельности Фонда.

2. Служба внутреннего аудита Фонда подчиняется непосредственно совету директоров Фонда и отчитывается перед ним о своей работе.

Статья 11-1. Общественный совет Фонда
В целях представления интересов гражданского общества и учета мнения общественности при обсуждении и принятии решений, повышения подотчетности и прозрачности деятельности Фонда и национальных компаний, входящих в группу Фонда, Фондом образуется консультативно-совещательный орган – Общественный совет Фонда.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ ФОНДА

Статья 12. Взаимодействие Правительства Республики Казахстан и Фонда

1. Взаимодействие Правительства Республики Казахстан и Фонда осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иным законодательством Республики Казахстан и соглашением о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и Фондом.

Соглашение о взаимодействии между Правительством Республики Казахстан и Фондом содержит:

1) основные принципы взаимодействия Правительства Республики Казахстан и Фонда;

2) вопросы взаимодействия между Правительством Республики Казахстан и Фондом, в том числе требования Правительства Республики Казахстан к Фонду по вопросам его деятельности;

3) вопросы взаимодействия между государственными органами, входящими в структуру Правительства Республики Казахстан, и Фондом.

2. Правительство Республики Казахстан, как собственник акций Фонда, способствует достижению Фондом цели по повышению национального благосостояния Республики Казахстан посредством обеспечения условий для эффективного управления Фондом его органами.

3. Правительство Республики Казахстан, как коллегиальный орган, возглавляющий систему органов исполнительной власти, не вмешивается в оперативную (текущую) деятельность Фонда, за исключением случаев, предусмотренных законами и актами Президента Республики Казахстан.

4. Правительство Республики Казахстан осуществляет управление Фондом исключительно посредством реализации полномочий единственного акционера, предусмотренных настоящим Законом и (или) уставом Фонда, а также представительства членов Правительства Республики Казахстан в совете директоров Фонда.

Общее руководство и руководство текущей деятельностью Фонда осуществляется, соответственно, советом директоров и правлением, которые принимают решения по вопросам, относящимся к их компетенции.

Сноска. Статья 12 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 13. Взаимодействие государственных органов с Фондом и организациями, входящими в группу Фонда

1. Взаимодействие между государственными органами и Фондом, организациями, входящими в группу Фонда, не относящееся к взаимодействию в рамках деятельности единственного акционера Фонда, членства руководителей государственных органов в совете директоров Фонда, регулируется законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан.

1-1. Депутатам Парламента Республики Казахстан предоставляется любая запрашиваемая информация о деятельности Фонда в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в оперативную (текущую) деятельность Фонда, организаций, входящих в группу Фонда, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

3. Предоставление отчетности Фондом и организациями, входящими в группу Фонда, государственным органам, за исключением отчетности, предоставление которой прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, осуществляется посредством размещения соответствующей информации на интернет-ресурсе Фонда.

      Правила размещения отчетности, необходимой государственным органам, на интернет-ресурсе Фонда, а также перечень, формы и периодичность размещения отчетности утверждаются центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Статья 14. Порядок анализа влияния деятельности организаций, входящих в группу Фонда, на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики

1. Комплексный и объективный анализ влияния деятельности организаций, входящих в группу Фонда, на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики (далее - анализ), за исключением вопросов, связанных с использованием ими средств Национального фонда Республики Казахстан, республиканского бюджета, а также поручительств и активов государства, осуществляется в рамках деятельности специализированного комитета при совете директоров Фонда.

2. Постоянным членом специализированного комитета при совете директоров Фонда - экспертом с правом голоса является представитель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, который инициирует обязательное проведение внешнего аудита организаций, входящих в группу Фонда, в пределах заложенных в бюджете Фонда средств, а также анализа с постановкой вопросов, определенных Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан.

      Результаты проведенного внешнего аудита организаций, входящих в группу Фонда, предоставляются в Высшую аудиторскую палату Республики Казахстан.

3. Совет директоров вправе дать поручение председателю правления сформировать ревизионную группу по проведению анализа, в состав которой входит представитель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, либо о проведении внешнего аудита организаций, входящих в группу Фонда.

4. Результаты анализа организации, входящей в группу Фонда, оформляются актом, который представляется совету директоров Фонда и Высшей аудиторской палате Республики Казахстан.

5. При выявлении случаев неэффективной деятельности организации, входящей в группу Фонда, органы Фонда принимают меры, необходимые для повышения эффективности деятельности такой организации.

6. Высшая аудиторская палата Республики Казахстан вправе использовать полученную в ходе работы специализированного комитета при совете директоров Фонда информацию в своей деятельности с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Статья 15. Особенности реализации Фондом социально значимых и индустриально-инновационных проектов

1. Фонд и организации, входящие в группу Фонда, могут участвовать в реализации социально значимых и промышленно-инновационных проектов с учетом основных направлений государственной политики в промышленно-инновационной, социально-экономической и иных сферах, по направлениям деятельности Фонда.

2. Реализация Фондом или организациями, входящими в группу Фонда, социально значимых и (или) промышленно-инновационных проектов, инициируемых Правительством Республики Казахстан, являющихся низкорентабельными, может осуществляться с предоставлением полного или частичного бюджетного финансирования и (или) государственных гарантий по негосударственным займам в порядке и на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      Правила отнесения социально значимых и (или) промышленно-инновационных проектов, реализуемых Фондом или организацией, входящей в группу Фонда, к низкорентабельным утверждаются Правительством Республики Казахстан.

3. При осуществлении Фондом или организацией, входящей в группу Фонда, промышленно-инновационной деятельности им предоставляются меры государственного стимулирования промышленности и государственной поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о промышленной политике и Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Статья 16. Планы развития и планы мероприятий Фонда и национальных компаний, входящих в группу Фонда

1. План развития Фонда разрабатывается на десять лет с учетом основных направлений государственной политики в промышленно-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности Фонда.

2. В целях реализации плана развития разрабатывается план мероприятий Фонда на пять лет. Требования к содержанию плана развития Фонда определяются советом директоров Фонда на основе минимальных требований к его содержанию, утвержденных уполномоченным органом по государственному планированию. Компании привлекаются к разработке плана мероприятий Фонда в пределах своей сферы деятельности.

3. В компаниях на основе плана развития Фонда разрабатываются планы развития компаний сроком на десять лет. План развития компании утверждается ее советом директоров.

      Советами директоров компаний в целях реализации их планов развития утверждаются планы мероприятий, разрабатываемые сроком на пять лет.

Статья 17. Принципы управления в группе Фонда

Управление в группе Фонда осуществляется в соответствии с наилучшей практикой корпоративного управления и на основе следующих принципов:

1) увеличение рыночной стоимости активов компаний;

2) эффективность системы корпоративного управления;

3) эффективность дивидендной политики;

4) раскрытие информации и прозрачность.

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ФОНДА

Статья 18. Особые полномочия Фонда для обеспечения национального благосостояния

1. В целях повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, обеспечения национального благосостояния Фонд имеет следующие особые полномочия:

1) приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан стратегических объектов в случаях намерения физического лица или негосударственного юридического лица совершить сделку по отчуждению стратегического объекта, а также обращения взыскания на стратегический объект или отчуждения стратегического объекта реабилитационным или банкротным управляющим либо реализации заложенного имущества (стратегического объекта) залогодержателем во внесудебном порядке, либо обращения взыскания на стратегический объект на основании судебного акта;

2) приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан имущественной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия в уставном капитале, паи) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики;

3) право на приобретение акций банков в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

2. В порядке и на условиях, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", в случае намерения лица, обладающего правом недропользования и (или) объектом, связанным с правом недропользования, произвести отчуждение права недропользования (его части) и (или) объекта, связанного с правом недропользования, государство через Фонд, национальную компанию или уполномоченный государственный орган обладает приоритетным правом приобретения права недропользования (его части) и (или) объекта, связанного с правом недропользования.

Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 07.03.2014 № 177-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 19. Закупки товаров, работ и услуг
Закупки товаров, работ и услуг Фондом и организациями, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно владеет Фонд, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.
Статья 20. Управление деньгами

1. Фонд реализует единую политику по управлению деньгами Фонда и юридических лиц, все голосующие акции (доли участия) которых принадлежат Фонду, утверждаемую советом директоров Фонда.

2. Организации, входящие в группу Фонда, вправе предоставлять иным организациям, в том числе входящим в группу Фонда, кредиты (займы) в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.

3. Порядок и условия предоставления кредитов (займов), указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются внутренней кредитной политикой, утверждаемой советом директоров Фонда.

4. Фонд и организации, входящие в группу Фонда, могут оказывать благотворительную помощь в соответствии с благотворительной программой, утверждаемой советом директоров Фонда, в которой предусматривается лимит размеров оказания благотворительной помощи.

5. По решению единственного акционера и в определяемом им порядке Фонд ежегодно выделяет некоммерческой организации в лице общественного фонда "Қазақстан халқына" средства в размере не менее семи процентов от чистого дохода Фонда.

Статья 21. Сделки, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" установлены особые условия

Сделки между организациями, входящими в группу Фонда, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" установлены особые условия, заключаются без их применения в порядке, определяемом советом директоров Фонда.

Статья 22. Приобретение организациями, входящими в группу Фонда, акций (долей участия в уставном капитале) иных юридических лиц

1. Порядок приобретения на вторичном рынке ценных бумаг тридцати и более процентов голосующих акций акционерных обществ, установленный Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах", не применяется в отношении Фонда или юридических лиц, более пятьюдесятью процентами голосующих акций которых прямо или косвенно владеет Фонд.

2. Организация, входящая в группу Фонда, которой самостоятельно или в совокупности со своими аффилированными лицами принадлежит девяносто пять и более процентов голосующих акций общества, вправе потребовать от остальных акционеров общества продать ему принадлежащие им голосующие акции данного общества. Такое требование о продаже голосующих акций, принадлежащих другим акционерам, может быть заявлено в отношении всех видов голосующих акций общества.

      Требование к акционерам о продаже принадлежащих им голосующих акций общества должно содержать данные о лице (лицах), заявившем (заявивших) данное требование, включая имена (наименования), место жительства (место нахождения), количество принадлежащих ему (им) голосующих акций общества и о предлагаемой цене приобретения голосующих акций общества, определяемой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

3. Акционерное общество в течение трех рабочих дней после даты получения требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обеспечивает его размещение на интернет-ресурсе депозитария финансовой отчетности. Остальные акционеры обязаны продать принадлежащие им акции общества в срок не более шестидесяти календарных дней после даты размещения требования на интернет-ресурсе депозитария финансовой отчетности. Запрещается совершение акционерами иных гражданско-правовых сделок с акциями общества в течение срока, указанного в настоящем пункте.

4. Цена продажи акционерами принадлежащих им голосующих акций по требованию лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяется на дату предъявления требования как наивысшая цена из нижеприведенных:

      1) в отношении акций, включенных в представительский список фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан:

      средневзвешенная цена акций, сложившаяся на организованном рынке ценных бумаг за последние шесть месяцев, предшествующих дате сделки, в результате которой лицам, указанным в части первой пункта 2 настоящей статьи, стало принадлежать девяносто пять или более процентов голосующих акций общества;

      либо цена акций по сделке, в результате которой лицам, указанным в части первой пункта 2 настоящей статьи, стало принадлежать девяносто пять или более процентов голосующих акций общества;

      2) в отношении акций, не указанных в подпункте 1) настоящего пункта:

      рыночная цена акций, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности;

      либо цена акций по сделке, в результате которой лицам, указанным в части первой пункта 2 настоящей статьи, стало принадлежать девяносто пять или более процентов голосующих акций общества.

5. Организация, указанная в части первой пункта 2 настоящей статьи, обязана оплатить голосующие акции общества, выкупаемые у остальных акционеров, по предложенной цене приобретения, определяемой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

      Деньги, предназначенные для оплаты голосующих акций общества, выкупаемых организацией, указанной в части первой пункта 2 настоящей статьи, у остальных акционеров, перечисляются на банковские счета данных акционеров, имеющих актуальные реквизиты в системе реестров держателей ценных бумаг и (или) системе учета номинального держания.

      В случае отсутствия сведений об актуальных реквизитах акционера в системе реестров держателей ценных бумаг, и (или) системе учета номинального держания деньги, предназначенные для оплаты приобретенных акций общества, перечисляются на счет, открытый в центральном депозитарии для учета невостребованных денег в порядке, определенном нормативным правовым актом уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Статья 23. Прекращение государственной собственности на имущество путем внесения его в оплату размещаемых акций Фонда

1. Имущество, находящееся в государственной собственности, по решению Правительства Республики Казахстан может передаваться в оплату размещаемых акций Фонда.

2. Имущество, находящееся в государственной собственности, по решению Правительства Республики Казахстан может передаваться в собственность Фонда в обмен на другое имущество, находящееся в собственности Фонда в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 24. Управление организациями, входящими в группу Фонда

1. В группе Фонда могут создаваться единые централизованные службы внутреннего аудита, а также централизованная служба безопасности Фонда, которая осуществляет деятельность в отношении Фонда и юридических лиц, пятьюдесятью и более процентами акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет Фонд. Решение о создании централизованной службы внутреннего аудита, централизованной службы безопасности может быть принято правлением Фонда.

2. В уставе компании, все голосующие акции которой принадлежат Фонду на праве собственности и (или) доверительного управления, вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания акционеров в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах", могут быть отнесены к компетенции совета директоров такой компании, за исключением вопросов:

      1) внесения изменений и дополнений в устав или утверждения устава в новой редакции;

      2) добровольной реорганизации или ликвидации;

      3) определения количественного состава, срока полномочий совета директоров, избрания его членов и досрочного прекращения их полномочий;

      4) определения размера и условий выплаты вознаграждений членам совета директоров;

      5) введения и аннулирования "золотой акции".

3. В уставе компании, все голосующие акции которой принадлежат Фонду на праве собственности и (или) доверительного управления, вопросы, входящие в исключительную компетенцию совета директоров в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах", могут быть отнесены к компетенции исполнительного органа указанной компании, за исключением вопросов:

      1) определения приоритетных направлений деятельности;

      2) принятия решения о размещении (реализации), в том числе о количестве размещаемых (реализуемых) акций в пределах количества объявленных акций, способе и цене их размещения (реализации);

      3) принятия решения о выкупе обществом размещенных акций или других ценных бумаг и цене их выкупа;

      4) определения количественного состава, срока полномочий исполнительного органа, избрания его руководителя и членов (лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа), а также досрочного прекращения их полномочий;

      5) определения размеров должностных окладов и условий оплаты труда и премирования руководителя и членов исполнительного органа (лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа);

      6) определения количественного состава, срока полномочий службы внутреннего аудита, назначения его руководителя, а также досрочного прекращения его полномочий, определения порядка работы службы внутреннего аудита, размера и условий оплаты труда и премирования работников службы внутреннего аудита;

      7) назначения, определения срока полномочий корпоративного секретаря, досрочного прекращения его полномочий, а также определения размера должностного оклада и условий вознаграждения корпоративного секретаря.

4. Решение о заключении национальной компанией, более пятидесяти процентов голосующих акций которой принадлежат Фонду на праве собственности, сделки или совокупности взаимосвязанных между собой сделок, в результате которой (которых) национальной компанией приобретается или отчуждается (может быть приобретено или отчуждено) имущество, стоимость которого составляет менее десяти процентов от общего размера стоимости активов национальной компании, принимается правлением национальной компании.

      Уставом национальной компании, более пятидесяти процентов голосующих акций которой принадлежат Фонду на праве собственности, вопрос о заключении сделки или совокупности взаимосвязанных между собой сделок, в результате которой (которых) национальной компанией приобретается или отчуждается (может быть приобретено или отчуждено) имущество, стоимость которого составляет один и менее процентов от общего размера стоимости активов национальной компании, может быть отнесен к компетенции руководителя исполнительного органа национальной компании.

5. Членам Правительства Республики Казахстан и иным государственным служащим запрещается входить в составы советов директоров или наблюдательных советов организаций, входящих в группу Фонда, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона.

Статья 24-1. Передача в конкурентную среду активов Фонда и организаций, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду на праве собственности
1. Порядок передачи в конкурентную среду активов Фонда и организаций, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду на праве собственности, определяется советом директоров Фонда.

2. Перечень активов юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, рекомендуемых к передаче в конкурентную среду, определяется Правительством Республики Казахстан.

3. Передача активов в конкурентную среду осуществляется способами открытого двухэтапного конкурса, прямой адресной продажи, электронного конкурса, аукциона, на фондовой бирже, иными способами, не запрещенными законами Республики Казахстан, и проводится:

1) с привлечением независимых консультантов по активам, имеющим социально-экономическое значение, владение и (или) пользование, и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. Способ реализации таких активов определяется советом директоров Фонда на основании предложений независимых консультантов с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;

2) по иным активам – в порядке, определяемом советом директоров Фонда, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.

4. Аукцион проводится:

первый раз – методом повышения цены;

второй и третий раз – методом понижения цены.

На вторых торгах продажа актива осуществляется на аукционе с применением метода понижения цены с установлением минимальной цены в размере пятидесяти процентов от начальной цены реализуемого актива.

На третьих торгах продажа актива осуществляется на аукционе с применением метода понижения цены без установления минимальной цены.

Каждые последующие торги осуществляются в срок двадцать рабочих дней.

5. При проведении аукциона стартовая цена реализуемого актива равна начальной цене продажи реализуемого актива.

6. Начальная цена реализуемого актива устанавливается продавцом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе.

Начальная цена реализуемого актива может быть ниже балансовой стоимости реализуемого актива.

7. Реализация активов способом аукциона юридическими лицами, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется на веб-портале реестра государственного имущества.

8. Реализация актива юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается по цене ниже балансовой стоимости реализуемого актива.

9. Нереализованные активы по результатам трех торгов подлежат ликвидации или реорганизации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

10. Порядок прямой адресной продажи активов юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, определяется советом директоров Фонда.

Сноска. Глава 4 дополнена статьей 24-1 в соответствии с Законом РК от 04.12.2015 № 435-V (вводится в действие с 01.01.2016); с изменениями, внесенными Законом РК от 11.07.2017 № 89-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Ответственность Фонда и его должностных лиц

Фонд, иные организации, входящие в группу Фонда, и их должностные лица несут ответственность в порядке и на основаниях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2009 года "О Фонде национального благосостояния" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 2-3, ст. 17; № 24, ст. 133; 2011 г., № 5, ст. 43).

Президент
Республики Казахстан         Н. НАЗАРБАЕВ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о Фонде
Статья 3. Вопросы собственности на акции Фонда
Статья 4. Цель и задачи Фонда
Статья 5. Принципы деятельности Фонда
Статья 6-1. Совет по управлению Фондом
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ
Статья 6. Органы Фонда
Статья 7. Единственный учредитель и акционер Фонда
Статья 8. Совет директоров Фонда
Статья 9. Комитеты совета директоров
Статья 10. Правление Фонда
Статья 11. Служба внутреннего аудита Фонда
Статья 11-1. Общественный совет Фонда
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ ФОНДА
Статья 12. Взаимодействие Правительства Республики Казахстан и Фонда
Статья 13. Взаимодействие государственных органов с Фондом и организациями, входящими в группу Фонда
Статья 14. Порядок анализа влияния деятельности организаций, входящих в группу Фонда, на развитие экономики или отдельно взятой отрасли экономики
Статья 15. Особенности реализации Фондом социально значимых и индустриально-инновационных проектов
Статья 16. Планы развития и планы мероприятий Фонда и национальных компаний, входящих в группу Фонда
Статья 17. Принципы управления в группе Фонда
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ФОНДА
Статья 18. Особые полномочия Фонда для обеспечения национального благосостояния
Статья 19. Закупки товаров, работ и услуг
Статья 20. Управление деньгами
Статья 21. Сделки, в отношении совершения которых Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" установлены особые условия
Статья 22. Приобретение организациями, входящими в группу Фонда, акций (долей участия в уставном капитале) иных юридических лиц
Статья 23. Прекращение государственной собственности на имущество путем внесения его в оплату размещаемых акций Фонда
Статья 24. Управление организациями, входящими в группу Фонда
Статья 24-1. Передача в конкурентную среду активов Фонда и организаций, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду на праве собственности
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Ответственность Фонда и его должностных лиц
Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона