Подлежат ли обложению КПН и НДС инжиниринговые услуги, оказываемые нерезидентом за пределами РК?

Ответ Председателя КГД МФ РК от 12.07.2019 года на вопрос от 27.06.2019 года № 556437

Вопрос:

Подлежат ли обложению КПН и НДС инжиниринговые услуги , оказанные нерезидентом за пределами РК согласно контракту?

Примененимы ли положения Конвенции при наличии документа, подтверждающего резидентство нерезидента?

 

 

Ответ:

Здравствуйте Кабдешова Назим! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее.

Согласно подпункта 28) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах» от 25 декабря 2017 года № 120-VI (далее - Налоговый кодекс) инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции.

Касательно КПН:

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доход от оказания управленческих, финансовых, консультационных, инжиниринговых, маркетинговых, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан признаются доходами нерезидента из источников в Республики Казахстан.

При этом, согласно пункту 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях настоящей главы - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи.

Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:

1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

Таким образом, доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан облагаются корпоративным подоходным налогом по ставке 20 процентов.

Касательно НДС:

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налоговый кодекс плательщиками налога на добавленную стоимость являются: лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

индивидуальные предприниматели;
юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;
нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через структурные подразделения;

Из подпункта 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса следует, что облагаемый оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.

Кроме того, согласно пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса если иное не предусмотрено пунктом 2 данной статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодекса.

Вместе с тем, согласно подпункта 4) пункта 1 статьи 378 Налогового кодекса для целей раздела 19 местом реализации товаров признается Республика Казахстан, если: покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан.

В целях данного подпункта местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в органах юстиции Республики Казахстан или на основе постановки на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае, если покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его структурное подразделение, учетная регистрация которых произведена в органах юстиции Республики Казахстан, то местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан. Положения данного подпункта применяются в отношении следующих работ, услуг: консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе.

Таким образом, оборот по предоставлению инжиниринговых работ, услуг местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодекса.

В части применения международного договора:

Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 666 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор.

В целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем.

Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство нерезидента.

При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой:

1) 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 314 Налогового кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;
2) не позднее пяти рабочих дней до завершения налоговой проверки по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, за налоговый период, в течение которого выплачен доход нерезиденту.

Дата завершения налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. Кроме того, при выявлении факта образования нерезидентом в Республике Казахстан постоянного учреждения налоговый агент не вправе применить положения международного договора в части освобождения доходов нерезидентов в Республике Казахстан.

Таким образом, в случае, если деятельность нерезидента не привела к образованию постоянного учреждения на территории Республики Казахстан и если нерезидент представит документ, подтверждающий резидентство нерезидента соответствующий требованиям статьи 675 Налогового кодекса и в сроки установленные статье 666 Налогового кодекса, то налоговый агент вправе применить положения международного договора.

 

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК                                                    Султангазиев М.Е.