Правомерно ли оформление отсутствия сотрудников в период ЧП как простой по причинам, не зависящим от сторон?

Ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26.01.2022 года на вопрос от 21.01.2022 года № 723136

Вопрос:

Из-за отмены рейсов в период ЧП работники не смогли вернуться в РК и не вышли на работу в положенный срок после отпуска.

Правомерно ли оформление отсутствия сотрудников в период ЧП как простой по причинам, не зависящим от сторон?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 5) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» (далее – Закон) чрезвычайное положение – временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 15 Закона при введении чрезвычайного положения на период его действия предусматривается установление ограничений на въезд в местность, где введено чрезвычайное положение, или на территорию Республики Казахстан, а также выезда из них. Вместе с тем, в соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником. Учету подлежит отработанное и неотработанное работником время. Форма и порядок ведения учета рабочего времени определяются актом работодателя.

В этой связи, считаем, что порядок оформления отсутствия работника на работе в указанном случае определяется самим работодателем. Вместе с тем, Кодексом предусмотрено понятие «простой» – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера (подпункт 10) пункта 1 статьи 1).

Порядок оформления простоя и условия оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определяются трудовым, коллективным договорами и устанавливаются в размере не ниже минимального размера заработной платы (пункт 1 статьи 112 Кодекса).

Соответственно, работодатель вправе оформить отсутствие на работе в связи с введением ЧП и связанным с ним ограничениями (в том числе, ограничение на въезд в местность, где введено чрезвычайное положение, или на территорию Республики Казахстан) как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

Министр труда и социальной защиты населения РК                                Шапкенов С. Ж.

https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/723136