Вопрос:
1. Являются ли электронные системы нагревания табака табачным изделием?
2. Разрешено ли рекламировать электронные системы нагревания табака в СМИ?
Ответ:
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.
В законодательстве Республики Казахстан существуют понятия изделия с нагреваемым табаком и система для потребления табака.
Так, согласно подпункту 41) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) изделия с нагреваемым табаком - изделия с табаком, предназначенные для вдыхания аэрозоля, образованного в результате нагревания табака электронным или иным способом без процесса горения табака.
Согласно подпункту 263) пункта 1 статьи 1 проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» система для потребления табака - устройство, используемое для нагревания табака и (или) иного воздействия на табак без его горения или тления для образования аэрозоля.
При этом в соответствии с подпунктом 256) пункта 1 статьи 1 проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» табачные изделия - продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюханья или иных способов потребления, в том числе с помощью любого прибора или системы вдыхания.
В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 и пунктом 1-1 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) запрещается реклама табака и табачных изделий, а также товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие.
Таким образом, изделия с нагреваемым табаком является подвидом табачных изделий, следовательно, реклама их запрещена в соответствии с Законом о рекламе.
Что касается самих систем для потребления табака, поскольку они являются устройством для нагревания табака, а не самим табачным изделием, следовательно, их реклама не запрещена законодательством Республики Казахстан.
Вместе с тем, сообщаем, что уполномоченным органом в области рекламы является Министерство национальной экономики Республики Казахстан, регулирующими государственными органами определены министерства информации и коммуникаций, министерство индустрии и инфраструктурного развития, внутренних дел и здравоохранения.
Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК Султангазиев М.Е.