СУР: быть или не быть налоговой проверке?
10-06-2022

Система управления рисками (СУР) основана на оценке степени (уровня) рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска, а также применяется в области:

  • отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска;
  • категорирования налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их к категориям низкой, средней или высокой степени риска в случаях, установленных Налоговым кодексом;
  • подтверждения достоверности суммы превышения НДС;
  • определения степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля;
  • иных формах налогового администрирования.

Каждая сфера налогового администрирования имеет свои риски, свои последствия и свою специфику применения СУР, закрепленную в отдельных нормативных правовых актах.

В соответствии с п.1 статьи 137 Налогового кодекса критериями риска является совокупность признаков, по которым производится оценка степени (уровня) риска.

По критериям степени риска субъекты (объекты) налоговой проверки относится к одной из двух степеней риска: высокая или не высокая.

Налоговые проверки, проводимые по особому порядку, назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска

Категорирование налогоплательщиков с отнесением их к категориям низкой, средней или высокой степени риска не имеет цели назначения налоговой проверки, а предусматривает дифференциацию мер по отдельным направлениям налогового администрирования.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса критерии риска и порядок применения СУР определяются налоговым органом и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению (в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска).

Конфиденциальность продиктована необходимостью обеспечения ее недоступности для налогоплательщиков, имеющих намерения обойти СУР. 

В соответствии с международным опытом СУР является закрытым инструментом. Данная практика применяется во всех передовых странах  ОЭСР и соответствует рекомендациям Всемирного банка, МВФ и ВТО.

По материалам КГД МФ РК