Как применяется система управления рисками (СУР)?
25-11-2021

Система управления рисками (СУР) основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска (п.1 ст. 136 Налогового кодекса РК).

В зависимости от действий налогоплательщиков, совершаемых в рамках исполнения налоговых обязательств, возникают различные риски и в зависимости от характера риска налоговыми органами применяются различные методы оценки риска, меры реагирования на них. 

Направления применения СУР регламентированы различными статьями Налогового кодекса (НК РК) и имеют различные подзаконные нормативно-правовые акты:

1. Категорирование налогоплательщиков осуществляется путем отнесения в соответствии со ст. 136 НК РК деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов) к одной из трех степеней риска:

  • низкой, 
  • средней, 
  • высокой. 

Согласно Правилам применения СУР по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, утвержденным Приказом Министра финансов РК от 20 февраля 2018 года № 252, степень риска субъекта категорирования рассчитывается по:

1) критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией:

  • налоговая нагрузка;
  • среднемесячная заработная плата на одного работника;
  • отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов;
  • сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами;
  • отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность;
  • нарушения, выявленные по результатам камерального контроля;
  • неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РК показателей, предоставляющих право применять СНР;
  • участие в налоговом мониторинге;
  • применение налогоплательщиком ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных;
  • использование налогоплательщиком стандартного файла проверки;
  • выписка счетов-фактур в электронном виде;
  • применение контрольного счета по НДС;
  • уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • применение трехкомпонентной интегрированной системы;
  • применение модуля «Виртуальный склад»;

2) критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией.

Данные критерии основаны на характеристике деятельности налогоплательщика по регистрационным данным, представленной налоговой отчетности, показателях финансовой состоятельности, соблюдении налоговой дисциплины. 

Результаты категорирования актуализируются раз в полугодие

По налогоплательщикам, по которым определена низкая степень риска, в случае непогашения налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более 30 календарных дней, степень риска подлежит актуализации не реже 1 раза в месяц.

В зависимости от степени риска, присвоенной по результатам категорирования, дифференцируются следующие меры налогового администрирования, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщика:

  • прекращение деятельности отдельных категорий ИП в упрощенном порядке;
  • подача налогового заявления о регистрационном учете по НДС;
  • продление, приостановление представления налоговой отчетности;
  • обеспечение исполнения не выполненного в срок налогового обязательства;
  • принудительное взыскание налоговой задолженности. 

2. Определение высокорисковых налогоплательщиков в рамках пилотного проекта по совершенствованию администрирования НДС на основании ИС ЭСФ с применением СУР, правила и сроки реализации которого утверждены Приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 3 октября 2019 года № 1084.

В соответствии с п. 1-1 ст. 68 НК РК в целях модернизации и совершенствования налогового администрирования органы государственных доходов вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

При этом категории налогоплательщиков, на которых распространяется пилотный проект, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых и иных уполномоченных государственных органов, а также организации, территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) пилотных проектов, правила и сроки реализации (внедрения) пилотных проектов определяются уполномоченным органом.

Участниками пилотного проекта являются:

  • плательщики НДС, которые отнесены к высокой степени риска, определенной СУР, основанной на анализе данных по приобретенным и реализованным товарам, работам и услугам (оперативным данным)
  • налогоплательщики (контрагенты), являющиеся получателями товаров, работ, услуг согласно ЭСФ, выписанным налогоплательщиками, которые отнесены к высокой степени риска.

Выявление целевой группы рисковых налогоплательщиков проводится автоматизировано и высокая степень риска присваивается в случае одновременного соответствия налогоплательщика группе показателей, определенных процедурой камерального контроля.

В рамках пилотного проекта участники в случае наличия рисков категорируются как высокорисковые и им направляется уведомление об устранении нарушений, выявленных ОГД по результатам камерального контроля, по итогам исполнения которого степень риска снимается.

Исполнением уведомления признается:

  • в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями - отзыв выписанных ЭСФ, по которым налогоплательщик отнесен к высокой степени риска;
  • в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями - предоставление налогоплательщиком пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления финансово-хозяйственной операции.

3. Формирование результатов камерального контроля.

В соответствии со ст. 96 НК РК в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

  • по нарушениям с высокой степенью рискауведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;
  • по нарушениям со средней степенью рискаизвещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

4. Отбор налогоплательщика (налогового агента) для проведения налоговых проверок 

В соответствии с п. 2 ст. 141 Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года применяется особый порядок проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска, в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления социальных платежей.

Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку осуществляется в автоматизированном режиме на центральном уровне. 

Отбор производится на основании Совместного приказа Министра финансов РК от 28 ноября 2018 года №1030 и и.о обязанности Министра национальной экономики РК от 28 ноября 2018 года № 86 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска», согласованных с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратурой РК.

Совместным приказом утверждено, что общий показатель степени риска субъекта (объекта) налоговой проверки рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией.

Перечень открытых критериев приведен в Совместном приказе и состоит из 2 объективных и 6 субъективных критериев.

По показателям степени риска субъект (объект) налоговой проверки относится к одной из двух степеней риска: 

  • высокая - при показателе вероятности свыше 51%;
  • невысокая - при показателе 51% и ниже.

Следовательно, степень риска по результатам общего категорирования налогоплательщиков, степень риска по результатам пилотного проекта по ограничению выписки ЭСФ, степень риска по результатам камерального контроля, а также степень риска по отбору на налоговую проверку могут быть неидентичны, так как применяются в различных сферах администрирования, имеют различную нормативную правовую базу и различный состав показателей отбора.

По материалам КГД МФ РК