В Казахстане планируется усовершенствование закона о защите прав потребителей
На пленарном заседании 4 сентября 2024 года депутаты Мажилиса Парламента Казахстана одобрили в первом чтении законопроект, направленный на усиление защиты прав потребителей в стране.
Документ представил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.
«Последние поправки в Закон о защите потребителей вносились четыре года назад, однако правоприменительная практика показала в нем правовые недочеты, которые не соответствуют современным реалиям и влияют на результативность защиты потребителей. Необходимость совершенствования закона подтверждается и статистикой ежегодного роста обращений недовольных действиями недобросовестного бизнеса и уровнем защиты своих прав, но все более грамотных и взыскательных потребителей», - мотивировал он.
Согласно справочной информации, в 2021 году в Комитет по защите прав потребителей МТИ РК поступило 25 тыс. обращений, в 2022 году этот показатель увеличился до 30 тыс., а в 2023 году достиг 51 тыс. Количество обращений в другие государственные органы также возросло: с 45 тыс. в 2021 году до 47 тыс. в 2022 году, и более 74 тыс. в 2023 году.
«Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли - до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15% от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290%», - пояснил Арман Шаккалиев.
Проект закона предусматривает следующие изменения:
-
Упрощение разрешения споров: Порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров упрощается с многоступенчатого до двухступенчатого. На втором этапе потребитель может выбрать способ защиты своих прав: подать иск в суд, обратиться к медиатору или арбитру, либо в госорган для привлечения недобросовестного бизнес-субъекта к административной ответственности.
-
Разграничение процедур: Ясно разграничиваются досудебный и внесудебный порядок урегулирования потребительских споров.
-
Расширение принципов закона: Основные принципы Закона РК «О защите прав потребителей» будут распространяться на все сферы услуг, кроме финансовых, при этом отраслевое регулирование и компетенция соответствующих госорганов сохранятся.
-
Изменение понятий потребителей: Вводится разделение понятий определенного и неопределенного круга потребителей. Омбудсмен и общественные объединения по защите прав потребителей смогут предъявлять иски в суды в отношении неопределенного круга потребителей.
-
Гражданско-правовая ответственность: Вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом, если права потребителя не были восстановлены на досудебном этапе. Это направлено на стимулирование предпринимателей к досудебному разрешению споров.
-
Защита прав в онлайн-торговле: Предлагаются поправки для усиления защиты прав потребителей в онлайн-торговле.
Также в сопутствующем законопроекте предлагаются изменения и дополнения в два кодекса — Гражданский и Гражданско-процессуальный, а также в пять законов: о транспорте, туристской деятельности, регулировании торговой деятельности, доступе к информации и естественных монополиях.